Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность данного исследования связана с тем, что ковроткачество Османской империи является важным компонентом восточного искусства и культуры. При этом исследование особенностей создания османских ковров способствует также определению различных аспектов жизни в Османской империи, знакомит с восточными культурными традициями.Основной расцвет коврового производства Османской империи пришелся на XVI-XVII века, поэтому целесообразно провести обзор развития искусства ковроткачества Османской империи именно в эти временные границы.
Объект исследования:традиционное ремесло и искусство Османской империи.
Предмет исследования: ковровое искусство Османской Империи в Период нового Времени
2
Хронологические рамки исследования. Нижней временной границей является период с начала XVII века, поскольку этопериод расцвета искусства Нового времени. Верхней границей является период второй половины XIX в., так как это был завершающий этап периода Нового времени.
Территориальные рамки работы совпадают с границами Османской империи в рассматриваемый период.
Степень научной разработанности темы.
Отечественная литература.
1. Особенности развития искусства в Османской империи в Новое время
1.1. Османская империя в Новое время
Османская империя в XVII в. благодаря своим стремительным завоеваниям имела огромное территориальное преимущество: она простиралась от окраин Вены до самого Индийского океана и от северного побережья Черного моря до первого устья Нила на юге. Османы также могли осуществлять, хотя и не всегда эффективно, определенный контроль над североафриканскими корсарскими государствами-Алжиром, Тунисом и Триполи.
Османское центральное правительство, конечно, имело ограниченный контроль, когда речь шла о пограничных областях, пустынях и степях, и это было понятно, учитывая технологию того времени и размеры империи, но было общее чувство безопасности .
Вплоть до XVII века империя сохраняла военное преимущество перед другими европейскими державами; ее армии в целом были лучше снабжены, поскольку крестьяне обеспечивали пункты остановки на пути следования армии, а ремесленники также были призваны сопровождать армию. Это было невыгодно, хотя крестьяне получали мало компенсации за свои взносы, в то время как ремесленники также не могли возместить свои расходы. Это означало, что возникли трудности в накоплении капитала, что негативно сказалось на Османской экономике и привело к краху системы снабжения в XVIII в. Однако в течение XVIIстолетия эти проблемы оставались в целом управляемыми .
В XVII в. продолжался начавшийся во второй половине XVI в. процесс упадка значения кавалерии. Вместо этого султаны стали больше полагаться на вооруженных мушкетами наемников, как и их европейские коллеги. Эти мушкетеры были наняты на короткий срок (обычно для одной кампании) и вызывали восстания из-за их соперничества с созданными военными корпусами. Паши, довольствовавшиеся должностью великого визиря, почти не нуждались в понуканиях, чтобы взбунтоваться .
1.2. Развитие искусства в Османской империи в Новое время
3
Увлечение османских султанов европейским искусством, оказавшее столь сильное влияние на искусство XVIII в., сыграло не менее важную роль и в XIX в.. Точно так же, как они пытались решить проблемы империи с помощью принятия европейских систем права, военных и даже одежды, так и европейское искусство казалось наиболее подходящей формой выражения того, что страна воспринимала как свою собственную современную и космополитическую культуру.
Султан Махмуд II (1808-1839гг.) был одним из самых важных реформаторов века. Он ввел новый дресс-код, состоящий из фески, сюртука и облегающих брюк, чтобы заменить традиционные формы одежды, которые дифференцировали ранг и религию каждого человека. Махмуд также перестроил свои дворцы с мебелью в европейском стиле, чтобы приспособить европейские дипломатические процедуры, которые он принял вместо Османского церемониала. Эти изменения визуально сигнализировали о новом режиме и сопровождались изменениями в искусстве. Картина маслом на холстестала очень популярной, вытеснив производство мелкосерийных картин для рукописей и альбомов . Военные училища первыми стали выпускать практиков этой формы, обучая своих новобранцев искусству, чтобы они могли производить детальные топографические съемки и технические чертежи, и многие офицеры стали опытными пейзажистами.
2. Развитие коврового искусства в Османской империи в период Нового времени
2.1. Характеристика коврового искусства Османской империи
Османские ковры по праву занимают выдающееся место в сокровищнице мирового художественного наследия. Слава о них распространилась далеко за пределы территориальных границ Османской империи. Традиция их изготовления насчитывает много веков, однако наиболее яркие образцы были культурным продуктом Османской империи, политический подъем которой совпал с расцветом коврового искусства.
Турецкие ковры высоко ценились по всему миру и экспортировались в Европу, Египет и другие восточные страны, нередко их использовали как дипломатические дары .
Один из важнейших центров коврового производства Османской империи в Новое Время – Ушак, в честь которого также названы разные типы ковров. «Звездные ушаки», украшенные звездчатыми мотивами, пользовались огромным спросом за пределами империи. Их можно видеть в западноевропейской живописи со второй четверти XVI в. К примеру, в картине Париса Бордоне (1534 г.) изображен ушак как две капли воды похожий на ковер из собрания музея Метрополитен.
Последующие столетия ознаменовались постепенным упадком империи, что отразилось и на производстве ковров. В XVIII-XIX вв. мода на тюркери в Европе обрела невиданный масштаб, были даже построены ткацкие заводы, где производили ковры в подражание турецким. В это же время западноевропейские влияния всё больше и больше проникали в турецкое искусство. Дизайн поздних ковров отличался от традиционных. Он слегка изменился под воздействием барочной эстетики французских обюссонскихковров: барочный вкус проявился в ярком колорите, извилистой кайме и узоре в виде букетов цветов . В самом Османском государстве в XIX в. также появились фабрики, изготовлявшие ковры для султанских дворцов. Одна из них, Хереке, расположенная в 60 км от Стамбула, функционирует и по сей день.
4
2.2. Особенности коврового искусства Османской Империи в период Нового времени
Следующая группа – ковры классического периода – XVI-XVII вв. Это время расцвета не только самой Османской империи, но и искусства ковров. Все их делят на две большие группы – ковры Ушакские и Дворцовые. Они различаются по технике и рисункам, но имеют одинаковые базовые характеристики.
На весь мир он прославился уже в XVI в. благодаря искусству местных ткачих. Любопытная деталь, которая отмечена в работе Миллера Ю. А. «Искусство Турции» в начале XVII века «значительную часть населения города (Ушак) составляли греки и армяне, причем изготовлением ковров занимались исключительно женщины гречанки» .
После XVI в. в изделиях, изготавливаемых турками, стали главенствовать персидские мотивы. Связано это было с тем, что опытные египетские и персидские ткачи иммигрировали на территорию Османской империи по политическим взглядам из-за гонений и безденежья. Однако в это же время в Турции зарождается собственный уникальный стиль, который стал национальным. Его мотивы можно проследить в изделиях Лотто, Гольбейна, Ушак, Юрук.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В XVI в. при Сулеймане Великолепном его дворец стал не только центром управления, но и художественным центром империи. В императорских художественных мастерских творили величайшие художники той эпохи. Они увековечили старые изобразительные традиции, а также создали новые стили, темы и мотивы декоративного искусства, послужившие образцом для ремесленников Империи. Вот почему рукописи, богато иллюстрированные и переплетённые в Стамбуле, чудесные шёлковые ткани, вышитые золотом и серебром в Бруссе, знаменитые керамические изделия, созданные в Изнике, и шёлковые ковры так богаты декоративными украшениями и узорами.
Мастера золотых и серебряных изделий, а также шлифовальщики драгоценных камней искали вдохновение в этих же моделях. Драгоценности, праздничное оружие и предметы роскоши - кувшины для воды, кубки, письменные приборы, шкатулки и др. - всё это свидетельствует о высочайшем мастерстве тех, кто их сделал. Ремесленники гравировали золото и серебро, обтачивали горный хрусталь, слоновую кость, нефрит, инкрустировали их рубинами, бирюзой и изумрудами. Молодые пажи султана впитали в себя атмосферу роскоши, в которой они выросли. Позднее, получив ранг губернаторов, они старались внедрить в Буде, Дамаске или Каире всё то, что было распространено в Стамбуле.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. MAK MuseumWien [Электронный ресурс]- URL: https://www.mak.at/ (Дата обращения: 05.05.2020)
2. Museedes Arts Decoratifs [Электронный ресурс]- URL: https://frenchparis.ru/musee-des-artsdecoratifs-de-paris/(Дата обращения: 05.05.2020)
3. The Metropolitan Museum of Art [Электронный ресурс]- URL: https://www.metmuseum.org/(Дата обращения: 05.05.2020)
Литература
а) на русском языке
4. Абакумова, Е. Искусство ковроткачества и войлоковаляния // Курды Адыгеи. Адыгейский государственный университет).- Майкоп, 2015. С. 195-203.
5. Агамалиева, Е.Ч. Особенности художественных композиций азербайджанского коврового искусства // Universum: филология и искусствоведение. 2017. № 5 (39). С. 14-18.
6. Бартольд, В.В. Культура мусульманства. - Сочинения. Т. 6. М., 1966.
7. Бунджукчу, А.Р. Формирование «османского стиля» в искусстве Турции XVI века // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2017. № 1 (7). С. 92-94.
8. Гудвин, Дж. Величие и крах Османской империи. - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. - с. 275 – 277.
9. Гусев, М.О. Этнические особенности Османской Империи // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 1 (36). С. 206210.
10. Збражский. К. О состоянии Османской империи и ее войска (XVII век). М.: Восточная литература. 1998.
11. Кинросс Л. Расцвет и упадок Османской империи. Пер. с англ. М. Пальникова. – М.: КРОНПРЕСС, 1999. – 696 с.
6
12. Колесников, А.А. Изучение истории и культуры Турции в Петербурге // Вестник КыргызскоРоссийского Славянского университета. 2020. Т. 20. № 2. С. 54-60.
13. Куманичкина, Е.В. Ковроткачество как часть декоративно-прикладного искусства // Образование. Наука. Культура. Материалы VII Международной научно-практической конференции: сборник научных статей. Под общей редакцией профессора Б. В. Илькевича. Ответственный редактор Н. В. Соловьева. 2015. С. 131-132.
14. Магометханов, М.М. Для Азербайджана и Дагестана ковроткачество – это традиция, опыт поколений, часть культурной среды // Azärbaycanxalçaları. 2015. Т. 5. № 15. С. 44-49.
15. Марченко, Ю.А. Великая Османская Империя. Её могущество и распад // Актуальные научные вопросы и современные образовательные технологии. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. 2013. С. 83-84.
16. Мурзина, С.М. История развития ковроткачества // Образование и общество. 2008. № 1 (48). С. 112-117.
17. Мухамедьянова, А.Ш. Влияние мусульманского искусства на развитие художественного искусства в странах Европы // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии. Материалы XXII международной научной конференции. 2019. С. 145-148.
18. Новичев А.Д. История Турции. Т.1 и Т 2. Л.: 1968.
19. Османская империя в XVI - XVIII вв.: учебное наглядное пособие для общеобразовательных учреждений / составлена и подготовлена к печати Республиканским унитарным предприятием «Белкартография» в 2007 г.; редактор Д.Е.Макаревич; специальное содержание разработал В.Н.Темушев. - Минск: Белкартография, 2008.
20. Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. М.: Эксмо. 2003.- С. 338.
21. Салимзаде, С. Р. Ковроткачество как важный элемент прикладного искусства Азербайджана // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. № 1 (20). С. 85-87.
22. Тагиева, Р. Искусство азербайджанского ковроткачества в контексте межцивилизованного диалога // Кавказ и глобализация. 2009. Т. 3. № 2-3. С. 153-169.
23. Торебаев, Б.П. Ковроткачество в Центральной Азии: история возникновения, возвращение к истокам // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2019. № 1 (379). С. 279-283.
24. Тюркер, Т. Османская Империя в современной турецкой историографии // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2007. № 2. С. 41-50.
25. Финкель, К. История Османской империи. Видение Османа. - М: - АСТ, 2014.
26. Хитцель Ф. Османская империя. - М.: Вече, 2006. — 384 с.
27. Шагинян, А.К. Османская (турецкая) империя // Академический словарь теории и истории империй. Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2012. С. 339-355.
7
28. Шима, К.Н. История орнаментальных традиций в ковроткачестве Ирана и центральной Азии. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук 07.00.02 / Институт истории, археологии и этнографии им. АхмадиДониша Академии наук Республики Таджикистан. Душанбе, 2013.- 155 с.
29. Широкорад, А.Б. Взлёт и падение Османской Империи. А. Б. Широкорад. - М., 2012. Сер. Рождение и гибель великих цивилизаций. – 378 с.
б) на английском языке
30. AldersonA.D.The Structure of the Ottoman Dynasty. — Alderson A. D. The Structure of the Ottoman Dynasty. Oxford, 1956.
31. CahenС.Pre-Ottoman Turkey. — Cahen C. - London, 1968.– 224 р.
32. Flynn, T.O. The Western Christian Presence in the Russia’s and QājārPersia,—Leiden: Brill, 2017 - c.1760–c.1870.
33. KarpatK.H. The Ottoman State and its Place in World History (англ.). — Leiden: Brill, 1974. — 110 р.
34. Itzkowitz, N. Ottoman Empire and Islamic Tradition. — University of Chicago Press, 1980. – 188 р.
35. Kinross P.B. The Ottoman Centuries: The Rise and Fall of the Turkish Empire. — William Morrow, 1979. – 284 р.
34.Seidametova N.S.Terms of carpet weaving and embroidery in the Crimean Tatar language // Крымскоеисторическоеобозрение. 2016. № 1. Р. 185-193.
35.Turchin, P., Adams, J. M.; Hall, T. D. East-West Orientation of Historical Empires // Journal of WorldSystems Research. — 2006. — December (т. 12, № 2). — P. 223 – 227.
в) на таджикском языке
36. IbrohimzodaF.I. Ба фарҳангии ҳамкориҳои ҷумҳурии Тоҷикистон бо ҷумҳурии Туркия // Вестник Таджикского национального университета. 2019. № 1. С. 129-132.